[главная][план лекций][правила][лекционный класс]

ЛЕКЦИИ ПО ЛОГИКЕ I КУРС

Четвертая лекция

Логические уловки на управление эмоциями аудитории

Определения данные на лекции

Уловки , использующие эмоции собеседника или оппонента.

1.Аргумент к толпе."Argumentum ad populum" (аргументум ад популюм). От лат. populus - "народ, толпа". Игра на настроениях толпы, на ее до конца не осознанных симпатиях и антипатиях, используемых личных, скрываемых от людей, интересах убеждающего.

2. Аргумент к состраданию "Argumentum ad misericordiam" (аргументум ад мизсрикордиам). От лат. misericordia - "сожаление, сострадание". Игра на жалости, чувствах милосердия, прощения, используемая убеждающим в скрытых личных интересах и без учета интересов убеждаемых

3.Аргумент силы "Argumentum ad baculum" - (Аргументум ад бакулюм). От лат. baculum - "палка, трость, жезл авгура". Шантаж, угроза применения силы, используемые в интересах убеждающего и якобы в интересах убеждаемого

4.Аргумент к человеку."Argumentum ad hominem " - (Аргументум ад хоминем). От лат. homo - "человек". Игра не недоверии к тем чертам, слабостям характера, поступкам лица, которые не имеют никакого отношения к его доводам. Используется в скрытых личных интересах убеждающего без учета интересов убеждаемых (ср. довод "к недоверию").


5.Аргумент к авторитету."Argumentum ad vericundiam" - (Аргументум ад верекундиам). От лат. verecundia - "глубокое почтение, благоговение". Игра на доверии к "глобальному автортету". Используется убеждающим в скрытых личных интересах и часто вопреки интересам убеждаемых.

6..После ---значит по причине -"Post hoc, propter hoc" (пост хок, проптер хок). "Умозаключение", в котором временная последовательность отождествляется с причинно-следственной. В грубой форме может быть представлен следующим рассуждением: "Вчера утром черная кошка перебежала дорогу студентке К. Днем он провалился на экзамене. Сегодня утром та же кошка перескочила через дорогу перед студенткой Л.. Сегодня же К. получила на экзамене двойку. Итак, черные кошки, перебегающие дорогу, - причина наших неудач".

7 Аргумент к невежеству. "Argumentum ad ignorantiam" (аргументум ад игноранциам). От лат. ignorantio - "незнание, неопытность". "Умозаключение", опирающееся на "довод" от "неизвестности", от "незнания". В грубой форме выглядит так: "Этого не может быть, потому что я (мы) этого никогда не видел(и)" В еще более грубом виде принимает форму отрицания всякого абстрактного понятия. Ср. рассуждение прикидывающегося простаком камергера Митрича из "Золотого теленка": "Что еще за параллель такая. Может, такой никакой параллели и вовсе нету. Этого мы не знаем. В гимназиях не обучались".

8.Отождествеление аргумента и вывода "Petitio principii" (петицио принципии). От лат. petitio - "домогательство, притязание". "Умозаключение", основанное на отождествлении "аргумента" и вывода. В грубой форме представлено в широко известном "рассуждении" чеховского персонажа: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

9. Уловка допроса."Quaesitio" (квезицио). Восходит к лат. "расследование", "следствие", "допрос". Чаще всего заменяется описательным термином "нечестный вопрос ". В том же словаре иллюстрируется примером: "Вы перестали бить свою жену?" Вопрос, который предполагает принятие того недосказанного "умозаключения", которое в нем (как бы исподтишка) утверждается. Название обязано, вероятно, допросам "с пристрастием"

10 .Несуществующий довод."Ignorantio elenchi" (игноранцио эленхи). "Умозаключение", в котором "довод" не имеет никакого отношения к предмету спора и выводу. Например, в шуточной форме: "Потому что "потому" кончается на "у"".

 

Обратите внимание! что на сайте даны краткие тексты лекций для ориентирования в материале. Сами лекции, а также домашние задания к ним, даются в лекционном классе
NEW-HOGWARTS SCHOOL 2005
Hosted by uCoz