[главная][план лекций][правила][лекционный класс] ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ЭСТЕТИКЕ 1-4 Курс 1 Лекция
. Искусство Крита. Крит
Протоантичное искусство (от греч. ргоtos - первый), или минойское
искусство, оригинальный живописный стиль которого складывался постепенно
в три периода: Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длинной в 250 и шириной от 12 до 57 км делится перешейками на три части: восточную, центральную и западную. Последняя часть была мало заселена вплоть до середины I тысячелетия до н.э. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова. 1.Открытие культуры древного Крита А.Эвансом: Артур Джон Эванс (1851-1940), хранитель Оксфордского музея начал раскопки на Крите в 1899 г. на месте, обозначенные первооткрывателем Трои Шлиманом-как центр критской цивилизации. Исследование Крита велось более последовательно и тщательно, чем раскопки Трои Шлиманом.Эванс посвятил Криту 40 лет своей жизни (1899-1940 ), и написал о нем четырехтомный труд, разделил критскую культуру на эпохи и ввел периодизацию, которой пользуются и сейчас-на три минойских периода в честь легендарного царя Крита-Миноса. (минос-на крите это сам титул царя, а не имя) 2. Города, дворцы. Кносский лабирант. Кносский дворец строился и перестраивался в течение,почти тысячи лет. Редкое строение может быть функционально в течение такого долгого времени. Отсутствие единой системы, богатый декор, продуманная система комммуникаций. Известняк, гипс, дерево. Характерные минойские колонны утолщенные кверху. Кносский дворец со своими размерами представляет собойц мини город, с путаницей этажей на 4 уровнях, мастерскими, казармами, часовней, ванными комнатами, тронными залами, тюрьмой и даже театром. это мини-город. Это идеал урбанизма. В нем можно жить не выходя за его пределы, что и символизирует по сути лабиринт. Развитая , искушенная придворная жизнь заплняет смыслом грандиозный лабиринт. Дворец многими поколениями богато обставлен и украшен фресками, мебелью, отделкой, керамикой. Составные части колонн античных стилей. 3. Быт и праздненства: Морская торговая культура, которую нельзя назвать ни востоком ни западом. Дошедшие до нас украшения и детали одежды говорят о праздном свободном духе критскийх городов, и конкретно Кносса. Вольная откровенная одежда и пышные праздненства. И мужчины и женщины одинаково богато одеваются Ю и нет особенного различия в украшениях мужчин и женщин. Общество, как во всех приморских культурах почти матриархальное. Развитая урбанистичная цивилизация. Характер даже пресыщенной урбанистичности. Запутанно но искусно построенные горорда с многоэтажными зданиями, сетью канализации и водоснабжения. В религии как и в госудланственном устройстве нет жесткого канона, религия сплетена с суевериями и разнообразного происхождения мифами. 4. Фрески и образы : Образы, как и вся культура живые и движущиеся, мы знаем несколько образцов моментальной передачи состояния , присущие именно Криту, и не повторяющиеся более в античности- скульптурное изображение парящего в воздухе атлета, фрески, изображающие акробатов в момент прыжка над быком. фрески, изображающие вельможных дам на балконе в момент созерцания зрелища. Крит дорожит сиюминутным, и пытается изображать это. характерна для морской культуры статуэтка "Богини со змеями"- у кадого народа свое представление о силе, изобильная, не стесненная строгими догмами сила, близкая к природе. Много изображений животных , птиц, бабочек, цветов, и особенно морской фауны. Яркие фрески такжеи цветом и сюжетами прославляют праздное и сиюминутное. 5. Керамика. Уникальность керамики Крита в ее текучих движущихся формах и декоре. Искусство керамики развито чуть ли не до предела, стенки ваз иногда толщины бумаги . Сосуды круглой и яйцевидной формы с подставками и треножниками.Стили- вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. Классификация античных сосудов. приложения: план Кносского дворца, минойская колонна Обратите внимание! что на сайте даны краткие тексты лекций для ориентирования в материале. Сами лекции, а также домашние задания к ним, даются в лекционном классе NEW-HOGWARTS SCHOOL 2005 |